Дафна дю Морье

Дафна дю Морье – английская писательница, заложившая основы мистического детектива и триллера, а также романа ужасов. Ее произведения оказали колоссальное влияние на культуру и в частности литературу.

Дафна дю Морье

Дафна дю Морье и отель Ямайка

Дафна дю Морье (Daphne du Maurier) родилась 13 мая 1907 года в Лондоне. Несмотря на компанию из двух сестер, подлинным другом для Дафны всегда оставался ее отец — Джеральд дю Морье. Знаменитый импресарио, он всегда привлекал дочь своим безграничным воображением и темпераментом. Современники описывают его как интересного, романтичного и несколько безответственного человека.

Став известной писательницей, дю Морье признавалась, что еще будучи молодой девушкой всегда жалела о том, что родилась именно девочкой, а не мальчиком. Ей казалось, что мальчики более свободны, им доступна жизнь полная приключений, а их быт менее ограничен различными правилами и запретами. Дафна пыталась изменить отношение к себе и в юности под вымышленным именем Эрик Эйвон (Eric Avon) участвовала в соревнованиях по крикету в составе мужской сборной, где была выбрана капитаном.

Подобное отрицательное отношение, вероятно было сформирована после сравнения романтического ореола, распространяемого отцом и ограниченной и закомплексованной матери. Дю Морье в своих романах часто описывает образ отца, поэтому любой читатель может легко понять и прочувствовать ее восприятие познакомившись с ее книгами. Ее муж был также очень похож на Джеральда дю Морье, а все лесбийские приключения возникли на фоне ее попыток подражать мужчинам в более зрелом возрасте. Романтические отношения и долгая дружба с некоторыми представительницами женского пола стала поводом для скандалов в желтой прессе, но были не более чем шумихой не имеющей под собой оснований, а лишь раздутой скандальными газетчиками.

В детстве Дафна дю Морье посещала частную школу в Англии, после чего в 1923 году родители отправили ее в пансионат в пригороде Парижа. Здесь она начала практиковать написание небольших рассказов. Все ее творчество пронизывают три темы — история ее семьи и в целом Конуолла, интерес к морю и загадки таинственного старого дома. Эти темы постоянно поднимаются и варьируются в ее творчестве, сплетая ее наследие в единый клубок.

Вскоре, после публикации своего первого романа Вольнолюбивый дух (The Loving Spirit, 1931) Дафна вышла замуж за тридцатипятилетнего майора гренадерского гвардейского полка Фредерика М. Браунинга (Frederick A. M. Browning).

Дафна стала матерью троих детей и хорошей супругой. Она была вынуждена постоянно менять место проживания, путешествуя с мужем, который по делам служебным постоянно менял место жизни. Но в своих мыслях она постоянно стремилась вернуться в Конуолл, даже когда они жили в Египте, где она написала самый свой известный роман Ребекка, из которого мы видим как она скучает по любимому пейзажу.

Популярность и неплохие прибыли от продаж ее книг, выпускавшихся первоначально в серии для женской аудитории, стали ее шире после того как по ее роману снял фильм мастер саспенса Альфред Хичкок. Все ее книги неизменно становились бестселлерами. Ее произведениям покровительствовали многие высоколобые рецензенты, оставляя лестные отзывы, но с такой же неизменностью ее творчество игнорировали академические критики, вероятно, смущенные широкой популярностью ее новаторских произведений.

Невероятная читательская любовь и литературные достоинства ее произведений, привели к тому, что в 1952 году Дафна дю Морье была награждена Орденом Британской империи и стала Дамой Командором за свои заслуги в области литературы. Несмотря на почести и славу дю Морье с возрастом все больше предпочитала одиночество и уединение, добровольно оставаясь отшельницей в таинственном особняке, в который они перебрались вместе с мужем еще в 1943 году.

Конец жизни был ознаменован кризисом, случившимся после смерти мужа в 1965 году. Спустя четыре года аренда особняка, в котором они прожили более 25 лет, истекла, и непрактичная в бытовых вопросах писательница была вынуждена съехать в другое поместье, которое купили по бросовой цене, неподалеку от прежнего места, там же на побережье Корнуолла.

И хотя к концу жизни Дафна дю Морье не писала практически ничего нового, большинство ее последних работ навеяны ее ранними романами, в целом ее творчество со временем получает все большее признание. В 1978 году писательница была удостоена звания Гранд-мастер в Ассоциации детективных писателей Америки. Уже после ее смерти на рубеже веков в 2000 году роман Дафны дю Морье — Ребекка был признан лучшим детективом XX века и получил премию Энтони.

Писательница умерла во сне 19 апреля 1989 года.

Творчество Дафны дю Морье

Дафна дю Морье написала не так много, но зато три ее романа (Отель Ямайка — Jamaica Inn, 1936; Ребекка — Rebecca, 1938; Моя кузина Рейчел — My Cousin Rachel, 1951) стали настоящими вехами в развитии детективного жанра. Сочетание элементов готического романа и детективного сюжета позволило ей возродить в XX веке, жанр который большинство писателей уже списали со счетов. Работы Дафны дю Морье повлияли на появление современного мистического триллера, например, трудно представить появление романов Джона Коннолли или неизменно основанных на мистических прецедентах детективов Фред Варгас, если бы не было произведений дю Морье. Произведения этой писательницы вдохновляли многих писателей не только связанных с мистикой и, которые никогда не испытывали в своем творчестве ее влияния. Например, Алистер Маклин назвал свое поместье Отель Ямайка, признаваясь, что позаимствовал название одного из ее романов. Другой популярный писатель шпионских триллеров, Кен Фоллетт не только описывает в сюжете своеобразное применение книги дю Морье, как самого британского романа, но использует в ее названии — Ключ к Ребекке.

Таким образом, надо признать, что книги дю Морье получили статус символического наследия.

Писательница не просто вдохнула новую жизнь в забытый жанр. Она создала мир, богатый своими суевериями, опасностями и тайнами. Мир, наполненный темными тайнами и насилием, готовыми заполонить души наивных героинь. Персонажи романов дю Морье, чаще всего девушки, должны преодолевать свои тревоги и неуверенность, перед лицом психологических и физических угроз, стремясь проникнуть в тайну, которая их окружает и пытается поглотить и задавать их спокойную и безоблачную жизнь. Девушки наоборот стремятся к счастью, миру и любви, а для этого им надо стать выше, перешагнуть через себя.

Сюжеты Дафны дю Морье стали своего рода моделями или шаблонами, по которым бесчисленные подражатели создавали свои сказки и романсы, в готическом стиле.

Сюжет Моя кузина Рейчел, менее двух других похож на классический готический роман или детектив, поскольку в нем много внимания уделяется психологии ее главной героини. Открытая концовка романа, из которой непонятно оправданы ли подозрения, и кто является убийцей, также делает его непохожей на стандартный детектив.

Знаменитый рассказы Птицы и А теперь не смотри (в другом издании — Не позже полуночи), развивают тему зарождения ужаса из нарушения привычного порядка вещей. Без видимых причин герои этих рассказов вынуждены сопротивляться существам, которые в обычной жизни являются беззащитными или подконтрольными власти человека. Клише о нашествии живых существ, начиная от муравьев до кроликов и даже инопланетян порожденные на протяжении второй половины XX века, явное указание масштабов того влияния, которое имело творчество Дафны дю Морье на массовое сознание и литературу. Осознание неподконтрольной человеку способности предвидения, другая тема, которая получила глубокое осмысление и многогранное воплощение в кинематографе и литературе.

Рекомендуем

Дафна дю Морье

Дафна дю Морье

daphne_du_maurier

Дю Морье Дафна

Трактир Ямайка

Трактир Ямайка

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Европейский, криминальный © 2014 Все права защищены

Крутой детектив