Путь Сименона в литературу

Путь Жоржа Сименона в большую литературу не был столь простым и безоблачным, как об этом иногда пишут, напоминая о более чем двухстах созданных им романах. Сименона упрекали за кажущуюся необычной скорость, с которой из-под его пера выходили сравнительно небольшие по объему произведения, но редко задумывались над тем, что предшествовало самому творческому процессу, моменту, когда писатель садился за свой рабочий стол.

simenon-way-into-literature

Сименон не раз говорил, что, начиная писать роман, он не всегда знал точно, чему он будет посвящен, какие именно и в каком порядке произойдут в нем события, какая судьба ожидает действующих в будущем романе персонажей. Очень часто внешним поводом, толчком к началу работы было нечто в общем незначительное, случайное: В тот день, когда я решил садиться за роман, я шагаю по дороге и вдруг чувствую, ну, скажем, аромат сирени. И вот сирень вызывает у меня в памяти какие-то образы из юности или другого периода жизни, какую-то деревню или какой-то уголок страны. Главное, однако, заключается в том, что за такого рода случайностями, разного рода ассоциациями, смутными воспоминаниями стоит большой жизненный опыт, доскональное знание жизни и какой-то деревни и какого-то уголка страны, основательные знания и места действия, и психологии, нравов, обычаев проживающих в нем людей. Это практическое, а не книжное знание. У меня, — писал Сименон, — есть несколько профессий, которые я смог бы пустить в дело, случись в моей жизни крутой поворот. Я могу быть речником, рыбаком, моряком дальнего плавания, садовником, столяром, кем-то еще. (По романам писателя мы узнаем и о таких профессиях, о которых раньше, пожалуй, не имели ни малейшего представления: кто, например, слышал о собирателях мидий и устриц или ловцах морских ежей?)

То, о чем пишет Сименон, вызывает доверие читателя, подкупает точностью, достоверностью — куда бы нас ни приводил писатель: в портовый кабачок, контору нотариуса, роскошный отель или сомнительное заведение со стриптизом, в мастерскую художника, на борт рыбацкого судна, в аристократический особняк или убогий деревенский домишко с их специфической атмосферой, свойственными только им запахами, звуками, красками, характерными деталями. Сименон заставляет читателя почувствовать эту атмосферу, в ней увидеть конкретного, именно этого, а не какого-то человека вообще, помещенного в ту или иную ситуацию. Увидеть и понять его, сделать своими его беды, несчастья, редкие радости и удачи. Я старался сделать читателя соучастником, то есть передать ему некую дрожь, которую я испытываю, когда пишу, передать самыми простыми словами и самыми обычными средствами, — очень важное признание Сименона, помогающее понять существенную сторону его художественного метода — писать просто и ясно, избегая словесных излишеств, обращаясь и к разуму и к чувству читателя.

Весомость Жизни

Часто создание романов давалось писателю большим трудом: каждый из них требовал напряжения всех духовных сил, полной изоляции, отключения от внешней жизни и даже отрешенности от своего я. Нужно было всякий раз по-новому ощутить и передать средствами литературы то, что сам Сименон назвал весомостью окружающих нас вещей: Заставить жить дерево в саду вопреки разворачивающейся рядом трагедии… Придать листьям этого дерева присущую им весомость… Кажется, я нашел нужное слово — весомость. Весомость листка бумаги, клочка неба, какого-нибудь предмета, всех тех предметов, которые в самые напряженные моменты нашей жизни приобретают таинственное значение… Весомость Жизни!

Весомость Жизни — в этом не только особенность художнического видения мира, но и утверждение ценности всех проявлений жизни. Я не решаюсь говорить про весомость человека, а то у меня будет ощущение, что я испытываю Бога, — писал Сименон, — не решаюсь говорить, но думаю, думаю все время, и мне хотелось бы одним движением губ передать все значение человеческой темы, всю драматичность столкновения человека с жизнью. Да, Сименон думал прежде всего о человеческой жизни и свое ощущение ее весомости он передал комиссару Мегрэ.

Рекомендуем

Роль Сименона в литературе

Роль Сименона в литературе

Rituals writing novels

Ритуалы написания романов

Коллекционер судеб

Коллекционер судеб

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Европейский, криминальный © 2014 Все права защищены

Крутой детектив